Соколова Анна Евгеньевна, музыкальный руководитель
АттестацияМБДОУ «Детский сад №33» Методическая разработка на тему: «Воспитание вокально-интонационных навыков посредством музыкально-дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста» музыкального руководителя Соколовой Анны Евгеньевны Рязань 2018 Оглавление: Пояснительная записка 3 Перспективное планирование 6 Диагностические материалы 10 Список литературы 12 Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детском саду. Один из самых сложных певческих навыков – то чистота интонирования. Под интонацией следует понимать степень акустической точности воспроизведения мелодии при исполнении. Чистота интонирования связана с развитием слуха (ладового чувства и музыкально-слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка. Следует отметить, что точно интонировать абсолютно все дошкольники не могут в силу физических особенностей развития ребенка – голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение в работе исключается. Дети старшего дошкольного возраста могут правильно интонировать мелодию в пределах ре1-си1, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон детей в пределах до1-ре2. Нечистая интонация в пении имеет ряд причин: - различные заболевания голосового аппарата; - застенчивость ребенка; - отсутствие устойчивого внимания; - нарушение артикуляционного аппарата; - неумение извлечь звук; - небольшой диапазон голоса ребенка Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной игровой форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Дидактическая игра преследует две цели: 1. обучающая, которую преследует взрослый; 2. игровая, ради которой действует ребенок. В работе над интонированием с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие обучающие упражнения и музыкально-дидактические игры: 1. Распевание. В работе с детьми этого возраста большое внимание уделяется распеванию, т.е. упражнениям, способствующим развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни. (Например, пособие «Поющие часы») 2. Пение по музыкальным фразам (цепочкой) – способствует достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха. 3. Пение acapella. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом. Первоначальные навыки пения a capella на маленьких несложных песенках должны быть сформированы у детей еще в старшей группе. В работе с детьми седьмого года жизни следует учить петь a capella более сложные песни. Удобны для этой цели народные произведения, такие как: «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Веснянка» и т.д. Характерен в этой работе следующий прием: педагог играет музыкальное вступление, дети начинают петь (без музыкального сопровождения). Если ошибаются, нечисто интонируют, педагог поддерживает их голосом, а с концом песни играет заключение или последнюю фразу, проверяя точность попадания в тональность. Такая работа приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество исполнения. Кроме того, у них развивается устойчивый навык правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности. 4. Пение в сопровождении металлофона. Этот инструмент имеет звонкий звук и побуждает ребенка петь в высокой позиции звонким звуком. 5. Пропевание инонационно сложных элементов на звук «у». Звук «у» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, уколоть ее. 6. Пение с солистами. Все дети поют песню, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни. (Например, «Кукушка» русская народная песня). 7. Узнавание попевок по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием их. (Например, «Ходит зайка по саду» русская народная песня, «Василек» русская народная песня). 8. Использование дидактических пособий с движущимися деталями, показывающие высоту звука. (Например, пособие «Листопад»). 9. Использование картинок, основанных на ассоциациях. (Например, пособие «Зимние забавы») 10. Выкладывание фрагментов мелодий, разучиваемых песен на нотном стане пуговицами (возможно также нотами, снежинками, листочками, капельками и т.п.) 11. Показ направления движения мелодии указкой на рисунке или схеме. (Например, пособие «Тучка»). 12. Использование наглядных пособий с целью поощрения за чистое интонирование. Например, пособие «Выгляни в окошко». 13. Использование игровых моментов. Можно сопровождать пение попевок, основанных на поступеном движении, перемещением по лесенке какой-либо игрушки. Например, попевки «Лесенка и «Домик на горе» муз. М. Картушиной сл. Г. Шахова. 14. Использование сказок, историй при распевании. Например, сказка «Лесенка» В. Шейн. 15. Показ движения мелодии рукой. Например, чистое интонирование мелодии на звуках фа1 – до1: «Синее небо, черная земля. В небе самолеты, на земле поля». А также упражнения «Труба», «Конь» Е. Тиличеевой, «Дятел» Н. Леви. 16. Игры-повторялки, когда педагог поет попевку по фразам, а дети стараются ее точно повторить. Например, вокальные игры «Попугаи», «Мы – веселые ребята» муз. и сл. М. Картушиной, вокальная игра «Пой со мной» муз. М. Картушиной, сл. Т. Тютюнниковой. 17. Игра «Мелодическое эхо». Педагог играет на металлофоне небольшой мотив, дети стараются его точно проинтонировать на слог «ле» или «лю». Как вариант можно предложить детям пропеть предложенный мотив по очереди. Можно ввести игровой момент: поет тот ребенок, на которого покажет мишка или кого заденет волшебный музыкальный ключ. Дети подготовительной группы могут дать оценку точности интонирования, поднимая вверх большой палей, если интонация верна, или опуская его вниз, если пропето фальшиво. 18. Игра «Птички на проводах». Развивает музыкальные слуховые представления детей, учит воспроизводить голосом мелодию по изображению. Используемые упражнения и музыкально-дидактические игры помогают более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Они способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса. Усваивая упражнения и играя в музыкально-дидактические игры, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей старшего дошкольного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен. Перспективное планирование работы с музыкально-дидактическими играми на развитие вокально-интонационных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Диагностические материалы Диагностика чистоты интонирования проводилась методом исполнения знакомых песен по музыкальным фразам (по цепочке). Этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень развития большого количества детей. Также он хорош еще и тем, что активизирует всех детей, заставляя, не отвлекаясь, следить за пением своего товарища, чтобы суметь, вовремя и точно интонируя, продолжить песню. Результаты диагностики представлены по 5-бальной системе, где: 1 – не интонирует совсем или отказывается петь 2 – плохо интонирует 3 – частично интонирует 4 – интонирует почти чисто 5 – отлично интонирует
Результаты диагностики показывают устойчивую положительную динамику в работе над интонированием с детьми старшего дошкольного возраста. Список литературы:
1. С.И. Мерзлякова «Учим петь детей 5-6 лет» (песни и упражнения для развития голоса). М.:ТЦ Сфера, 2017 2. С.И. Мерзлякова «Учим петь детей 6-7 лет» (песни и упражнения для развития голоса). М.: ТЦ Сфера, 2015 3. А. Зимина. «Большой хоровод». Музыкально-дидактические игры. Методическое пособие для детей дошкольного возраста. М.: Издательское объединение «Композитор», 1993 4. М. Ю. Картушина. «Вокально-хоровая работа в детском саду». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015 5. И. М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста. Старшая группа. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2016 6. И. М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста. Подготовительная группа. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2016 24 сентября 2019 в 12:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.